?

Log in

No account? Create an account

mama2mamam


Проект "Мама мамам"

Каждая из нас уникальна, а вместе мы бесценны.


Previous Entry Share Next Entry
Магия свободной игры. Эксперимент с "Мама мамам"
mama2mamam

кубируби_web48

Почему современным детям знакомо чувство одиночества? Задумывались ли вы над этим?

Одиночество  - это когда нет возможности переживать радость от общения, удовольствие от совместной деятельности, эйфорию от победы в соревновании, горечь поражения, чувство единения с командой. Не с кем разделить эти разнообразные эмоции и переживания, когда рядом нет других детей. Не номинально, присутствующих рядом и занятых "развивающими и обучающими занятиями" детей, а живо общающихся, организующих и проживающих настоящую игру в непосредственном взаимодействии друг с другом.
Да, у ребенка рядом есть подготовленный (читай вооруженный развивающими методиками) взрослый - мама, папа, бабушка, няня, педагоги... но это совершенно другое общение. Да и многие взрослые откровенно признаются, что не любят и не умеют играть с детьми.
Играть! Да.
Современное, обывательское понимание игры сейчас свелось к легкомысленному развлечению, бесполезному и часто вынесенному в предметную деятельность. То есть большие надежды возлагаются на предмет - игрушку. Чем более оснащеннее и технологичнее сделана игрушка, тем родителям очевиднее польза от нее. Более того, часто гаджеты заменяют не только простые игрушки, но и живое общение. Получается, что ребенок снова наедине с собой и своими эмоциями: едва ли можно организовать живую игру с куклой, которая все умеет делать (до физиологических подробносетй) - ребенку остается быть пассивным наблюдателем, или с компьютерной игрой, в которой живого так же мало.
Отсюда частое "мой ребенок не умеет играть с другими"...

А была ли такая возможность у ребенка - научиться играть? По-настоящему? Важный момент в том, что родители ошибочно полагают, что для игры необходимо что-то сложное и специальное. Нет.
Вот к чему привел наш простой эксперимент в ествественных условиях.

Мы собрали группу детей разного возраста и пола, с разным уровнем умения играть, предложили им на выбор несколько простых (здесь уместее синоним хороших, открытых) игрушек и разрешили им на свободном пространстве (не оборудованном как-то специально) делать то, что они сами пожелают.
Мы были простыми наблюдателями. Нет, мы были счастливыми свидетелями настоящей детской игры. В самых разных ее проявлениях!
Предлагаем вам посмотреть результаты нашего игрового фотоэксперимента.



кубируби_web02
Безусловно, ребенок раннего возраста выбрал игрушку отвечающую его возрастным интересам  - экспериментирование. Как забить шарик в дырочку, чтобы он покатился по горке? Здесь необходимы такие умения как меткость и целенаправленность, сдобренные активным познавательным интересом малыша.

кубируби_web13
Вот еще один наглядный пример экспериментирования - познания причинноследственных связей от своих действий и переживание обратимости: Коля несколько раз строил и разрушал башенку из кирпичиков. Ему доставляло это особое удовольсвте - переживание результата своих действий.

кубируби_web12
А вот пример первого опыта совместной деятельности. Да, каждый интересуется предметом на своем уровне, свойственном возрасту. 8-ми месячная Алиса исследует сам предмет тактильно, а двухлетний Коля продолжает эксперименты с постройкой и разрушением. Алиса была свиделем Колиных эмоций и переживала что-то подобное. Формирование эмпатии - способность сопереживать другому - закладывается уже в таком раннем возрасте.

кубируби_web04
Когда эксперименты с башней закончились, Коля присоединился к игре более старшего Андрея в машинки, и они вместе организовали гонки. Запускали машинки и соревновались в дальности дистанции. Важно: младший перенимает игру у старшего, принимает правила и учится соблюдать их.

кубируби_web18
В игре с более старшими девочками Аминой и Ариной Коле пришлось не просто. Они разрешили ему поучаствовтаь в совместной постройке высокой башни, но девочки постоянно контролировали точность и аккуратность его действий. Коля очень старался. Непередаваемые ощущения от того как башня становится высоченной благодаря общим, совместным усилиям. Дети чувствуют себя командой, они заодно!

кубируби_web17
Даже Полина, которая хотела строить свою собственную башню, не могла не сопереживать страстям, которые разворачивались совсем рядом. Все с напряжением смотрят, что же будет.

кубируби_web27
Пока страшие дети устраивали соревнования и более сложные игры, маленькая Алиса продолжала исследовать мир, доступным ей способом. Важно в этом возрасте получить максимум информации о свойствах пердметного мира. да, и попробовать на вкус так же важно и естественно.

кубируби_web28кубируби_web32
Вот пример использования одной игрушки детьми разного возраста. И это нормально.

кубируби_web44кубируби_web45
кубируби_web46кубируби_web42
Для детей младенческого возраста предмет приобретает значимость, когда он находится в руках взрослого или более старшего ребенка. Интересной получилась игра 8-ми месячной Алисы и старших девочек 6-ти лет. Алиса слушала, как стучят деревянные колокольчики, тянулась за ними, трясла, даже ползала, и все это через эмоцианильное общение со старшими детьми. Первые навыки сотрудничества и продолжение познания предметного мира.

кубируби_web41кубируби_web40
Вот образная игрушка (зайка) оживает в руках взрослого. Мама Настя и 8-ми месячный Корней общаются через игрушку. Настя рассказывает про зайку и в какой-то момент говрит за него. Взгляд Корнея уже переключен на игрушку. Игрушка ожила. Чудо.

кубируби_web11
Наши малыши подружились, и хоть совместная деятельность, сотрудничество еще не свойственно их возрасту, они уже вместе, рядом исследуют одну игрушку. Увлеченно и серьезно.

кубируби_web05
Есть такие игрушки, которые не требуют от взрсолого особого умения играть. Вот, например, игрушка на координацию движений: поочередно малыш тянет за вереврчки и Петрушка поднимается наверх. Мама поддерживает и радуется за малыша. Совместная деятельность, живые эмоции, умение упрявлять своим телом.

кубируби_web08
Пока дети шумно играли, Алиса в сторонке общалась с нежной шерстяной овечкой. Да да, именно общалась. Образные игрушки позволяют наделять их характером, эмоциями. Здесь хорошо видно, как Алиса прониклась образом этой милой игрушки.

кубируби_web30кубируби_web31

А это уже старшая сетра Алисы Амина делится секретами и эмоциями с этой образной игрушкой. Игрушки, несущие в себе образ, необходимы детям, так им легче перенести, вынести чувства, страхи, переживания, разделить и пережить их. Важнр, чтобы среди всего многообразия игушек было место и таким - образным: куклам, зверюшкам и персонажам сказок.

кубируби_web47
Вот такая образная и динамическая игрушка одновременно позволяет организовать целую историю. У Полины черепашка отправилась в путешествие, во время движения шарик крутится, что очень увлекает ребенка. Игрушка словно оживает от действий ребенка.

кубируби_web06
Девочки играют в игру с правилом "Кошки-мышки". Здесь важные умения реакция и ловкость, но и как в любой другой игре - умение проигрывать, принимать и переживать поражение.


кубируби_web10
Самое ценное в настоящей игре - творчество и безграничный простор для реализации игровых задумок. Здесь дети организовали игру, связанную с приготовлением угощения (при этом из игрушек у них была только посуда). Причем угощения видимо были связаны с гостями, поэтому и о прическе надо позаботиться - четырехлетний Андрей расчесывает Арину кулинарой лопаткой. Когда развита фантазия, отсутствие нужных игрушек не является барьером к настоящей игре, даже наоборот! Дети что-то обсуждали, планировали, "ожидали" гостей.

кубируби_web14кубируби_web15
Конечно, дети не могут без активных игр. Серевновательный момент очень важен в таких играх. Кто быстрее скрутит веревочку на палочку?

кубируби_web16
Да, поражение нужно уметь принимать и переживать. Иногда в одиночестве. Этому тоже важно учиться. Свободная игра без контроля взрослых учит ребенка справляться и с такими эмоциями.

кубируби_web19
Детям периодически приходится сталкиваться с тем, что они должны "попроситься" в игру. Допустим, кто-то уже организовал интересную игру, придумал свои правила и с увлеченим играет. Чтобы тебя взяли в комантду играющих, надо уметь договариваться, принимать уже установленные правила, ориентироваться в предлагаемых условиях, а может даже повлиять на ход игры. Все это несомненно развивает коммуникативные навыки общения. Здесь Амина было просто наблюдателем. Возможно, она не смогла договориться, а может быть ей было комфортно именно так. Быть наблюдателем - тоже роль в игре, которая тоже многое дает ребенку для эмоционального развития.

кубируби_web21
Смысл игровой деятельности для ребенка в том, что он может позволить себе выбирать комфортную ситуацию. Амина не включилась в совместную игру, зато с увлечением играла в бильбоке одна. На данный момент так было ей комфортнее и она смогла выбрать и найти себе развлечение сама.

кубируби_web39
Здесь уже Арина и Макар не смогли договориться о совмесной игре, и кому-то пришлось переживать, сидя в углу.

кубируби_web37 кубируби_web38
Спустя какое-то время детям удалось договориться, и они с увлечением играли в другие игры. Все это свойственно детям: живые эмоции, ссоры и примирения. Они ведь только учатся договариваться и делать что-то вместе! Позже, когда они понимают, какое это удовольствие - сотрудничесо в игре, все их силы, конечно, направляются на развитие игрового сюжета. Так у нас получилось с игрой "кукольный театр". Это уже случилось ближе к завершени нашего эксперимента, когда между детьми установился хороший доверительный контакт.

кубируби_web22кубируби_web23
Все началось с того, что игру в пальчиковый театр организовали девочки. Они придумывали сюжет, обсуждали, делили персонажей, спорили. Чуть позже к ним присоединились мальчики, и началась игра. Дети говорили за персонажей, придумывали на ходу сюжетные порвороты, смеялись в голос.

кубируби_web25кубируби_web24
Потом дети переместились на диван, того требовала их игровая задумка - им нужен был "занавес", одеяло и спинка дивана вполне сгодились для этой роли. В какой-то момент один из игроков первратился в зрителя. Это абсолютно нормально - игра требует большого эмоционального напряжения: дети лучше знают когда им пора отдохнуть, сами контролируют себя во время игры. В игре все естественно.

кубируби_web26кубируби_web29
Игра в театр с образными игрушками как никакая другая позволяет детям проиграть самые разные эмоции, чувства, переживания, тревоги, страхи. Если быть внимательным к тому, что говорят дети во время игры, то можно узнать много полезного про своего ребенка и даже немного про себя и ситуацию в семье и в социальной группе ребенка. Ведь в игре наши дети как нигде естественны и искренны. И игра - это один из немногих способов пережить эмоции и волнения, рассказать о том, что беспокоит и увлекает. Игра развивает эмоциональный интеллект ребенка, учит взаимодейтсвовать с другими детьми и принимать этот мир.


А что же родители? Какова их роль в игре? В младенческом возрасте, до года, мама - провдник для ребенка, с помощью нее игрушки оживают, разговаривайте с ребенком, пусть ваша речь будет эмоциональной, живой, делитесь с ним и не бойтесь играть. А самое главное, поощряйте любопытство ребенка: показывайте, давайте трогать предметы, не ограждайте мир от ребенка.

В раннем возрасте, с года до трех лет, родители могут направлять ребенка, буквально демонстрировать, как играть. Вот это кукла - ее можно кормить, а здесь, под кроватью, сейчас, наверное, спрятался волк, но мы дадим ему вображаемую конфетку, и он станет добрым. Мама учить воображать, придумывать, оживляет предметы и позволяет ребенку экспериментировать, не рассказывайте ребенку, как ему играть, а просто играйте вместе с ним. Попробуйте сами получить удовольсвтие от игры, тогда процесс совместной игры не покажется вам скучным обязательным занятием.

В более старшем возрасте, для дошкольников, очень важно иметь условия для свободной игры: пространство, время, маркеры игры (минимальный набор простых игрушек) и партнеры по игре. Сейчас родители стараются активно "развивать" ребенка, заполняя все его время занятиями и "учебой", не оставляя ни времени, ни физических сил для игры. Игра уходит совершенно несправедливо. И многие дети, что констатируют психологи, не умеют играть. Нам посчатливилось наблюдать живую игру в этом эксперименте.

Наши материнские сердца радуются каждый день, наблюдая игру наших детей. И мы верим, что наши сердца будут так же радостно биться и через несколько лет, когда наши дети подрастут и станут смелыми, социально успешными и уверенными в себе, а главное, счастливыми взрослыми!

Чего мы и всем вам желаем!


Наши рекомендации по игрушкам:

Младенческий возраст: от рождения до года

Здесь выделяют три этапа:
1. Новорожденность (это первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми.
2. Первое полугодие, в этот период ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное (т.е. эмоциональное) общение со взрослым.
3. Второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность, то есть познание свойств предметов через различные манипуляции с ними.

Главная задача этого возраста - познание предметного мира. Игрушка - проводник ребенка в этом познании. Чем разнообразнее по материалам и свойствам будут игрушки ребенка, тем насыщеннее будет его представление о предметном мире.

Завершение младенчества связано с „кризисом первого года“, свидетельствующим о формировании личности ребенка.

Типы игрушек для младенческого возраста:
Погремушки
Вкладыши
Пирамидки
Образные игрушки
Подвески, мобили, растяжки
"Игровые центры", коврики, игрушки с сюрпризом
Книжки-картинки
Игрушки для физического развития


Ранний возраст: от года до трех лет

К началу раннего возраста ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. Общение ребёнка со взрослым теряет свою непосредственность: оно начинает опосредоваться предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах.
Мышление ребенка осуществляется в форме внешних ориентировочных действий и называется наглядно-действенным.

Главная задача раннего возраста - учиться воспринимать мир и выделять его отдельные свойства.
Задача родителей - поддержать и стимулировать познавательный интерес ребенка.
Важно эмоциональное вовлечение взрослого в совместную игру, то как он преподносит ребенку тот или иной предмет и передает способ действия с ним. Важно, чтобы занятие не было слишком простым, всегда должен быть простор для познания нового, для фантазии. Ведь игрушки отличает от других предметов, которые окружают ребенка, именно это - свобода действия. Действия с игрушками должны быть свободными.
Ребенок познает, как действовать с предметом. Затем, воспроизводя одни и те же действия, переносит действие на другие предметы, обобщая это действие, и таким образом играет = осуществляется отделение действия от предмета. Итак, очень важно для родителей в этот период - обеспечить свободу действия с игрушками.

Процессуальная игра
Обязательно нужны ребенку в этом возрасте игрушки для процессуальной игры (например, элементарная посудка для кукол, кроватка и ванночка). Ребенок кормит куклу, укладывает спать, купает и пр. По большому счету, это еще не та самая настоящая развернутая игра, которая происходит у ребенка позже, поскольку она не стала игрой для самого ребенка. Пока это повторяющиеся действия, хаотичные, бессюжетные, но они очень важны для ребенка, для его дальнейшего развития.
С развитием речи и воображения происходит очень важный момент - ребенок становится способным переносить значение с одного предмета на другой = важно использовать предметы заместители - простые предметы, которые могут быть в игре чем угодно: кубики, шарики, палочки, тряпочки, которые могут выполнять роль любых других предметов (кубик может быть стулом, кусочком хлеба, и т.д.)
НО без активного и грамотного участия взрослого в игре игровые замещения невозможны.
Первые проявления детского творчества в раннем возрасте проявляются именно в игре, главным образом в замещающих действиях.


Типы игрушек для раннего возраста:
Пирамидки
Вкладыши
Транспортные игрушки
Составные картинки
Мозаики
Материалы для рисования, лепки, аппликации
Кубики и конструктор
Образные игрушки
Книжки и картинки
Кукольное хозяйство
Динамические игрушки
Игрушки для песка и воды
Музыкальные игрушки
Игрушки для физического развития

Дошкольный возраст:
На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному возрасту.
В дошкольном возрасте наступает расцвет настоящей игры: роль, воображаемая ситуация, сюжет, правила…

Типы игрушек для дошкольного возраста:
Образные игрушки
Кукольное хозяйство
Транспортные игрушки
Игры с правилом
Книжки
Составные картинки и пазлы
Мозаики
Наборы для творчества
Материалы для рисования, лепки, аппликации
Музыкальные игрушки
Конструкторы
Атрибуты роли
Наборы для режиссерской игры
Кукольный театр
Игрушки для песка и воды
Динамические игрушки
Предметы неопределенного назначения
Игрушки для физического развития







В эксперименте принимали участие:
Корней и Андрей Балдины
Арина Шарова
Алиса и Амина Ганиевы
Полина Филиппова
Коля Гиль
Макар Кузнецов

Мы бладарим наших друзей и партнеров по фотопроекту  - магазин "Куби Руби" kubirubi.ru за предоставленные игрушки.
А также, магазин оригинальной детской одежды Mintymoon.ru


Фотографы Алина Щерба и Анастасия Некрасова
Текст составлен Ириной Филипповой и Евгенией Ганиевой


  • 1
Круто. Только где такие дети, которые могут придумать сюжеты? У нас в Омске в песочницах в основном пустота и тупость.

  • 1